Топливный отсос

Хищения дизельного топлива – пожалуй, основное криминальное явление в локомотивном хозяйстве. Где-то эту напасть удалось почти полностью искоренить, а где-то    борьба идёт с переменным успехом.

Ручьи и реки

Анализ случаев воровства показывает закономерность: солярку чаще сливают там, где работников плохо контролируют, а топливо не охраняют.

На Московской дороге горючее, как правило, улетучивается с локомотивов с неисправными приборами учёта и с неохраняемых складов и хранилищ. Воруют и по 10, и по 300 литров. В локомотивном эксплуатационном депо Ожерелье, например, двое работников недавно слили ведро солярки, в Брянске другая криминальная пара поживилась 60 литрами топлива, а вор из вагонного депо Рязань приделал ноги аж 275 литрам.

Всего на Московской с начала года выявлено 16 случаев хищения разного рода имущества. Большинство подозреваемых – семеро – работали в Дирекции тяги, пятеро – в Дирекции по ремонту подвижного состава, четверо – в Дирекции инфраструктуры.

Нередко полицейские выявляют на сети целые криминальные схемы. Недавно, например, машиниста Октябрьской дирекции тяги поймали на сливе 1,5 тонны солярки. При расследовании выяснилось, что на топливном складе практиковались недоливы и машинист с соучастниками вывозили «сэкономленное» таким образом горючее.

На Горьковской дороге в прошлом году проверка в локомотивном депо Агрыз выявила перерасход топлива у трети локомотивных бригад. 19 человек допускали пережог солярки из месяца в месяц. А на станции Воткинск машиниста с помощником поймали с поличным: они слили из своего маневрового тепловоза 100 литров топлива на продажу.

Давай, до свиданья

«Эти люди уволены с транспорта, и мы добьёмся, чтобы дело было доведено до суда. Когда случается такое, я думаю: что же мы не сделали для этих людей, которые стали ворами? – недоумевал на встрече с коллективом депо начальник Горьковской магистрали Анатолий Лесун. – Заработки у машиниста – 50–60 тыс. руб., заботимся об условиях труда… Украденное локомотивная бригада продала бы за пару тысяч рублей. Разве это сопоставимо с тем, что можно заработать за месяц? А за долгие годы, которые им ещё предстояло работать?»

По фактам хищения правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, а дорога с правонарушителями расстаётся. В 2013 году на Московской, например, были уволены 10 человек, причастных к криминальным эпизодам. В Службе управления персоналом дороги создали базу уволенных за хищения работников и рассылают её во все дирекции, чтобы закрыть дорогу в подразделения компании нечистым на руку гражданам, сообщил заместитель начальника магистрали по персоналу Сергей Черногаев.

Проблему воровства породила безнаказанность, считает начальник дороги Владимир Молдавер: «Пойманы многие, а осуждены лишь двое. Всё, что мы можем, – только уволить с транспорта. Нужно принимать меры, в том числе ужесточать законодательство».

Просто, но эффективно

В Горьковской дирекции тяги тем временем уверены, что проблема хищений топлива осталась в прошлом. «Мы с двух сторон защитились от вороватых работников, – поделился опытом начальник отдела организации работы локомотивных бригад Роман Матвеев. – Все топливные баки сейчас надёжно опломбировываем, а топливопровод оборудовали счётчиком потребляемого горючего. Отсутствие пломб или счётчика – повод для служебного расследования. И, разумеется, объясняем, что бессмысленно ради грошовой выгоды рисковать высокооплачиваемой работой и своей репутацией».

Действенной мерой считают пломбирование топливных баков при заправке и на Юго-Восточной дороге. «Пластиковые пломбы номерные, они не только не дают незаметно открыть бак тепловоза, но и позволяют отследить, где и сколько топлива было залито», – объяснил начальник техотдела Юго-Восточной дирекции тяги Анатолий Капустин.

Это вполне эффективно работает на капотных тепловозах вроде ЧМЭ3. Однако в машинах вагонного типа – 2ТЭ116 – к крышке бака можно и не прикасаться: достаточно развинтить места соединения топливопровода и слить горючее, не выходя из тепловоза. «Чтобы не допустить этого, топливопровод в местах соединения нужно просто покрасить, – посоветовал Анатолий Капустин. – Когда гайку свинчивают, слой краски нарушается, появляются трещины и сколы. Локомотивные бригады смотрят, цела ли краска, и, если нет, имеют полное право не принимать машину».

По его словам, сколько-нибудь значимых случаев хищения солярки локомотивными бригадами на дороге не было очень давно.

На страже горючего

На помощь в борьбе за сохранность топлива приходит и современная техника. На той же Юго-Восточной в прошлом году по программе ресурсосбережения начали оборудовать тепловозы системой АПК БОРТ. Сейчас ею оснащены 20 локомотивов 2ТЭ116 и три маневровых тепловоза ЧМЭ3.

На магистрали используются также регистраторы параметров работы тепловоза и регистраторы параметров движения и автоведения, которые считывают показатели работы машины, в том числе расход топлива, и сохраняют данные на картридже, который машинист вставляет в прибор перед поездкой. При этом регистратор параметров работы может только записывать данные на съёмный носитель для последующей расшифровки в депо, а регистратор движения ещё и сам отправляет их на расшифровку, так что все подробности работы тепловоза становятся известны руководству в режиме реального времени. «Все эти системы фиксируют даже небольшие изменения уровня горючего, то есть заметят даже один слитый литр», – рассказал и. о. начальника топливно-энергетического центра Юго-Восточной Александр Ткаченко.

А в Октябрьской дирекции тяги сделали ставку на систему регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учёта дизельного топлива АСК ВИС. Установленная на 624 локомотивах, она оказалась настолько эффективной, что на магистрали решили увеличить годовую программу по её установке в 2,5 раза.

За минувший год экономический эффект от установки этой системы составил 256,3 млн руб., а в первом квартале этого года случаев хищения топлива по дирекции стало меньше на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

С помощью датчиков система ведёт удалённый мониторинг более 40 параметров, в том числе измеряет и контролирует количество топлива в баке. «По АСК ВИС мы видим, кто из машинистов допустил перерасход дизельного топлива, кто пытался вмешаться в работу системы, – рассказал заместитель начальника Октябрьской дирекции тяги по кадрам Андрей Новиков. – Ежемесячно формируем список таких работников (сейчас в нём около 50 человек), берём их под дополнительный контроль. Конечно, по данным АСК ВИС, мы не можем прямо утверждать, что человек ворует солярку, но система совершенно чётко указывает, кого следует проверить».

По его словам, само наличие списка «подконтрольных» машинистов даёт хороший психологический эффект. Люди понимают, что, во-первых, нарушение не останется незамеченным, а, во-вторых, при неоднократном попадании в список «подозреваемые» оказываются в поле зрения полиции.

В этом году системой АСК ВИС будут оборудованы ещё 303 локомотива, а до конца 2014-го она будет на всех 1200 тепловозах парка Октябрьской дирекции тяги.

Лаконичный ответ историка Карамзина на вопрос императора Александра I о положении в стране: «Воруют!» – стал хрестоматийным. Можно долго философствовать о природе воровства в стране в целом и на её железных дорогах в частности, но и без долгих раздумий ясно одно: оно процветает там, где нет строгого контроля и за расходами ресурсов, и за сотрудниками.

Источник www.gudok.ru
12 июля 2013 г.

мониторинг 

02.02.2014, 1962 просмотра.

Оборудование

Рекламный Директ